Ценности – общие, интересы – частные. Народный социализм А.Рязанова
Истинная справедливость – это равенство всех частей целого в любви, во включенности в единство цельных связей и, одновременно, разнозначимость разных частей в их пропорциональной важности для блага целого. Единство разных в многообразии Единого. Любовь, безусловная, безграничная – одна на всех, человеческое достоинство, уважение, включённость в социальные связи-отношения, в единое сознание – одно га всех, единое-неделимое. Вместе с тем, значимость материального вклада в общее материально-обусловленное дело и, как следствие, материальное бытие – многообразно. Мера божественной справедливости в реальной социальной системе.
Любящий родитель любит своих детей одинаково бесконечно, все его дети для него равнозначны, ибо безусловная (без условий) родительская любовь не может быть больше или меньше, и в то же время этот родитель всем своим детям даёт разные задачи, по мере их готовности выполнять эти задачи. Родительская земная любовь – подобие божественной любви. И та, и другая безусловна. Дети для родителя (совершенного родителя) равны, равнолюбимы. Как только реальный родитель (земной, т.е. несовершенный) начинает кого-то из своих детей любить больше (в обмен, например, на встречную заботу), безусловность нарушается. Но задачи для каждого ребёнка – разные. Справедливость в действии означает одинаковое (равное) отношение Целого-Единого к своим частям как нужным-важным, безусловно любимым и при этом — умение Целого наделить каждую свою часть пропорциональной мерой прав и обязанностей.
Любовь – выравнивает, справедливость – соразмеряет. Высшая мера божественной справедливости есть божественная любовь.
Когда полководец жертвует батальоном, чтобы спасти армию, он не нарушает справедливость, ибо батальон не равновелик армии. А вот, когда предлагают спалить страну, чтобы спасти слезу ребёнка, то явно лукавят о справедливости.
Ибо страна не равновелика слезе ребёнка, и, если начать громить страну, то слёзы польются у миллионов ребёнков и их родителей. Справедливость в действии означает умение найти меру (соразмерность) и увидеть равновеликость (для блага целого-единого) в различном.
Истинная справедливость, истинная правда, истинная Любовь едины с божественной справедливостью, правдой, любовью. Истина – в единстве и взаимности малого и большого, части и целого. Любой орган человеческого организма находится в единстве (в любви) с организмом, но значимость различных органов для всего организма – разная. Палец – не равен руке.
Увидеть Истину – значит увидеть единство и взаимность в разном. Познать, постигнуть Идею справедливости, значит в любом действии (бездействии), процессе, деле, явлении четко выявлять равнозначность, равновеликость, равнонужность частей для блага целого.
Здоровая Идеология, в том числе и на государственном уровне, задаёт в обществе тренд, вектор, направление главных мотивов, но оставляет свободу действий. Либеральную идеологию здоровой назвать, в этом смысле, трудно, т.к. она задаёт бесконечное количество векторов движения, мотивов, подавляя, разрушая, распыляя тем самым главное направление развития общества как целой социальной системы. Напомним, что развитие социума как системы есть умножение в нём именно социальных по качественному наполнению отношений.
Возникновение в обществе здоровой идеологии должно укладываться в формулу: в главном – единство, в частном – свободная взаимоуважительная дискуссия и вариативность, повсюду – любовь.
Если свобода и вариативность будут в главном, то это выразится в бесконечность мнений, споров, в аморфность и, как следствие, в столкновения. Ведь за главное надо бороться!
Именно поэтому для сохранения цельности в обществе должно быть нечто сверхценное, четко сформулированное, аксиоматически постулированное, желательно — понятное всем и каждому и ощущаемое как исконное. Ценность есть то, что ценно для цельного общества, для цельности-единства общества. Например, приоритет общего, целого. Общее выше частного. Т.е. общество как целое всегда, при всех обстоятельствах, безусловно, выше частных мелких интересов. Тогда споры и диспуты, не затрагивая сверхценности целого, общего, будут протекать на частном уровне. Целое будет напитываться частностями, навыками, но будет оставаться целым. Единое в многообразии.
Ценности – общие, интересы – частние. Мера, соразмерность, справедливость. Единство и взаимность. И венчает все – любовь.
Признание в качестве сверхценности общего-целого придаёт обществу центр тяжести, центр притяжения к центру всех частностей, ибо, в таком случае, для любой частности сверхценность будет явно ценнее, чем её частный интерес. Центростремительные силы будут не зачёркивать, не уничтожать центробежные, но превышать по силе и значимости. Сохраняется стабильность, но остаётся разумная (умеренная) свобода для изменчивости. Сохранение = со-хранение, т.е. совместное общее хранение. Свобода в частном (в меньшей доле «золотой пропорции» — 0,382 от целого) позволит целому не превращаться в косную невосприимчивую к новеллам структуру.
В доме можно менять мебель, изменить дизайн, цвет и т.д., но дом как целое должен быть. Дом – общее, особенности интерьера – частное. Если дом (общее, целое) сломать, то жильцы вместе с мебелью останутся жить всем ветрам нараспашку. Что и произошло в 1991 году.
Главное, сверхценное, системообразующее в идеологии – это Идея, главный побудительный мотив, идейный вектор.
Главное в жизни – сама жизнь, соразмеренная сама с собой. В масштабах живой клетки – сама клетка есть общее. При определенных обстоятельствах она, чтобы спасти себя (целое), жертвует некоторыми своими частями (процесс аутофагии). В масштабах организма – целое (общее) – сам организм, который тоже может набрать дополнительный вес, или, наоборот, сбросить вес, и если-вдруг организму становится невмоготу выживать, то многие клетки начинают сами жертвовать собой, отдавая свои клеточные силы для выживания организма. Апоптоз называется. В масштабе общества – целое – это Народ. Часть народа (человек, группа), имея свободу воли, вполне имеет право на свои частные (особенные) интересы, но не в ущерб целому – народу. А, если народ в беде, в опасности, то достойный (достойный есть социальный) гражданин выполняет свой гражданский долг и защищает цельный народ.
Капитализм представляет государство (т.е. политическую форму-систему в масштабах всего общества) как частно-приватную фирму, частно-приватный хозяйствующий коммерческий субъект. Частно-приватный – значит имеющий свои частно-приватные, отличные, отдельные от общих интересы, в том числе имущественные. Эдакое ООО, ограниченно отвечающее перед контрагентом (народом). Например, может не вернуть денежки, вложенные в гос-бесценные бумаги, или заявить, что оно, частно-приватное государство, не отвечает за проделки рядовых банков, которые, понимаешь, получают лицензию от совсем другой приватной конторы – со скромным названием «Банк России». Как может главный Банк России быть приватной конторой, независимой и от полуприватного полугосударства, и от народа-суверена — это задачка весьма талмудическая, для простого гражданина организации «Российская Федерация» нерешабельная никаким образом, кроме справедливо-возмездного. Если государство — это частно-приватная организация, то она, по отношению к народу, является «другим-иным» субъектом. Чужим субъектом. Другой – это иной, инаковый, чужой. «Ад – это другие», ведь они не связаны в единую систему комплементарных отношений. С другим-чужим нет единства и взаимности. Какое может быть единство с «иным»?
Различия в вопросах вторичной (третичной) значимости при сохранении единства в главном – это залог жизнеспособности идеологии и интеграции-единства общественной системы. Нападающий, защитник, вратарь имеют свою специфику, но они нацелены на единую победу. А вот если игрок перестанет быть единой частью своей команды (например, за кругленькую сумму тайно продался противнику) и стал чужим элементом в системе (в команде), то он уже стал отличаться (стал отличным не в меру) не в частности, а в главном. Стал чужим. Ни единства, ни взаимности. Ну, что тут скажешь — предатель.
Любая политическая система по своей (системной – коль скоро она есть система) сути осуществляет а)целеполагание, б)адаптацию, в)объединение (интеграцию) и г)воспроизводство характерных взаимосвязей социальных элементов, используя свой, специфический арсенал инструментов, включая применение силы (или угрозу её применения). Однако, если политическая система использует только силовые методы интеграции (вовлечения в систему и удержания в системе), то вскоре у системы просто-напросто силы заканчиваются. Т.е. центробежные силы начинают превышать центростремительные, и система распадается (перетрансформируется). Следовательно, любая система, которая ориентирована на стратегические цели, включая свое собственное долгое самовоспроизводство-существование, помимо силы в свой арсенал должна включать другие факторы, способные объединить социальные элементы в единое целое. В идеале, все элементы должны сами стремиться оставаться частью этой (привлекательной для них) системы. Более того, они (элементы) должны (в идеале) сами жестко пресекать всякие попытки вредного влияния на систему внешнего чуждого фактора и внутреннего чужеродного расшатывания системы – разрывания системных связей. Почему так (в идеале) должно быть? Потому, что своя система есть благо, благо для составляющих её элементов, и если кто-то на это благо покушается, то это есть покушение на личное благо каждого элемента (к примеру, гражданина). В ответ на такую агрессию вся система (и ее каждый элемент) оказывает сопротивление. Такую систему победить невозможно. Ибо у нее здоровый иммунитет. А (системному) организму с крепким иммунитетом никакая зараза не страшна. Элементы, мотивированные на бытие вместе в своей системе, сами, по доброй воле, свободно стремятся укрепить и развить-расширить свою систему. Что их мотивирует на это? Идея! Своя Идея, Идеология – как систематизированная и выраженная идея.
А.И. Рязанов
Выдержки из работ автора