Александр Рязанов: Разверстка в деревне. Народный социализм

Александр Рязанов: Разверстка в деревне. Народный социализм

 1921 году НЭП многим казался идеологической уступкой чуждой капиталистической системе.

В 1921 году, когда в партии доминировали марксистско-коммунистические идеи и их ревностные носители, переход к НЭПу многим казался идеологической уступкой чуждой капиталистической (ненавистной, против которой боролись) системе. Эти стойкие идейные марксисты, воспитанные на идее «уничтожения частной собственности» и на быстро-скором приходе коммунизма (как они его себе своим воспалённым в буре гражданской войны, кипящим-возмущённым разумом представляли), встретили предложение Ленина ввести НЭП «в штыки».

Человеку, доразвившемуся до уровня осознания единства и взаимности индивида и всего цельного народа, очевидно, что идеальных победителей в гражданской войне, таких победителей, которые были бы абсолютными героями без страха и упрека, нет. Победа в войне, в которой граждане страны убивают различными способами, часто с особой жестокостью, граждан этой же самой страны, всегда горькая победа «со слезами на глазах», и это слезы очень горькие. Самая тяжелая с точки зрения морально-нравственных издержек фаза гражданской войны – это всегда её завершающий этап. Уже всё ясно. Уже победили. Уже уничтожили врага (своих сограждан!). Но ещё некоторые очаги сопротивления остались. Какие-то там глупые тамбовские и прочие крестьяне, будучи не шибко образованными, всё ещё не понимают, что война уже проиграна и продолжают сопротивляться с дурной крестьянской упёртостью.

А тех, кто мыслит масштабом всей страны, да ещё пошире, т.е. глобально, это глупое остаточное сопротивление особенно раздражает. Планов громадьё, а мелочь, камень в ботинке, мешает. Красные командиры получают команду быстро и эффективно «закончить войну». Ведь страна задыхается и экономически просто может рухнуть. Красные командиры (Тухачевский и прочие) не стесняются в средствах подавления крестьян, которые по своей крестьянской простоте хотели «советов без коммунистов», т.е. советов в масштабах своего местного уровня без вмешательства государства с его до ужаса надоевшими требованиями натурального оброка.

Именно с оброком ассоциирована у крестьян продразверстка. Ради исторической правды необходимо отметить, что продразверсткой, как распределением по сельским территориям требования сдать определенное количество продуктов в натуральной форме, планировало заняться в связи с войной ещё царское правительство в 1916 году. Но у царской России уже не было политической воли «отбирать» у крестьян хлеб. По сути, продразверстка в 1916 году была просто-напросто сорвана. А большевики, которые в гражданскую были загнаны в угол, другого выхода просто не имели. Они занялись реальной продразверсткой, дабы города не передохли с голоду. В драке удары не считают. Все бьют, и все получают в ответ. Кто – кого. Гражданская война – это всегда смута. В первую очередь смута в головах.

Разверстку «развернули» ещё по той причине, что это был воистину коммунистический метод! Строго по Марксу! Уничтожить частную собственность, а заодно частного собственника, который, несознательный, не желает отдавать свою частную собственность на благо коммунистической мировой революции! Чувствуя себя в своём коммунистическом праве, чувствуя себя победителями в войне за правое (коммунистическое) дело, во имя будущей мировой коммунистической жизни, идейные марксисты, естественно, перегибали палку. Крестьянин хотел социализма, социализации! Это был главный пункт программы и эсеров (социалистов-революционеров), и энэсов (народных социалистов, да, была такая партия!). А ему, русскому крестьянину, дали по голове обухом коммунизма (как учил Маркс!), да ещё в виде его радикальной формы: в виде военного коммунизма. Русский крестьянин про Парижскую коммуну слыхом не слыхивал и коммунизма с уничтожением частной (трудовой) собственности не хотел. Он хотел социализма, который ему был понятен и близок.

Так или иначе, политика формализованного внедрения коммунизма в деревню (Маркс – очень(!) не любил деревню!) к весне 1921 года зашла в тупик. Гениальный Ленин, кстати, тоже образованный как революционер на почве марксизма, интуитивно понял, что слепое следование по маршруту, указанному Марксом, приведет не к коммунизму, а к концу. Ленин буквально продавил НЭП! По существу, Ленин этим своим реализованным на практике решением спас и Советскую Россию, и русский народ, и (главное!) дал нам важнейший ориентир в наших сегодняшних теоретических изысканиях на тему истинного народного социализма. У Ленина было беспрецедентное чувство меры. Требовалось кардинальное решение, умение отойти от марксистской догмы. И Ленин нашёл решение.

«Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход, мешала подъему производительных сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и политического кризиса» (В. Ленин).

Да, уступив напору Ленина, коммунисты-марксисты в партии (большинство!) упорно считало это уступкой капитализму, ведь частную собственность-таки не удалось доуничтожить! Но Ленин был неумолим.

Разверстка в деревне. Народный социализм

В страну советов, в Советскую Социалистическую Россию вернулся умеренный, ограниченный государство-властными возможностями сектор частной трудовой собственности. Крестьянин (собственник-труженник! средний класс!) на радостях расширил посевные площади, урожаи резко пошли вверх. Предприятия в городах местные власти начали отдавать, чаще всего в аренду, в обмен на 10-15% от дохода. Весьма в меру. Только за первый год НЭПа в Советской (социалистической!) России появилось порядка 10 тысяч малых предприятий. Чистым частникам разрешалось нанимать до 20 рабочих, а на предприятиях смешанной формы трудилось до 300 человек. Уже к 1925 году частный сектор давал 25% промышленного производства (в основном легкая промышленность). Гражданский кодекс 1922 года на законодательном уровне закрепил-легализовал частную собственность в Советской России.

Поворот от чисто-марксистского коммунистического радикализма к разумно-умеренному включению частно-собственнической инициативы в общенародное хозяйство на том этапе дал колоссальный эффект. НЭП в 20-е годы спас Россию. Экономика развивалась с темпом до 18% в год. Но в полный рост встала проблема психо-социалистического плана. Опираясь на учение Маркса (а другой «теории» тогда не было!), невозможно было объяснить как? каким образом? главным героем ширпотреб-изобилия стал частник! Ведь против него (гада!) боролись коммунисты в гражданскую войну! Заметим, такая идеологическая дилемма возникла именно у той части коммунистической когорты, которая была вышколена на марксовском всенепременном уничтожении частной собственности как источнике зла. Теоретические разногласия в партии (а партия была властью, не забываем!) разгорались. Теории социализма не было, роли народа в социализме никто не понимал. Ленин умер. Но! В партии вся верхушка — были «теоретики». Считалось, что, если ты в руководстве партии, то ты должен «развивать» марксизм. Сталин был на тот момент «один из». И его доктрина победы социализма (заметим, не коммунизма!) в одной отдельной стране была не доминантой в какофоничном многоголосии лево-правых земшарно-планетарных общемарксистов. И именно сталинский социализм, а не троцко-коммунизм победил, и именно эта победа социализма стала «матерью велико-отечественной баталии» и её Велико-Отечественной победы.

Александр Рязанов

Источник

admin

admin